narzhur (narzhur) wrote,
narzhur
narzhur

Category:
ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

ОЧЕНЬ КРАТКО: ПРО ЕГЭ И ДИСТАНТ

Хочу начать с того, что мешает развитию нашего образования в программном ключе. Если предыдущие 20 лет безусловным лидером разрушительных реформ был единый государственный экзамен, то сейчас к нему добавилась еще более страшная в перспективе сила — это дистанционное обучение. Поэтому сейчас лидеров разрушений у нас стало два.

АНАЛИЗ ДЕЛ: ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛУГА

Начну просто с состояния дел, потому что без анализа того, что было и что мы хотим получить, нам не сдвинуться в реформах образования с мертвой точки.
Прежде всего надо сказать, что образование никогда не было услугой. Это системообразующий институт нации, а учитель — это не только передатчик знаний от учебника в мозги, это еще и человек, который способствует становлению гражданина, для которого аттестат или диплом о высшем образовании — это возможность принести пользу родине.
Итак, мы обескровливаем регионы страны, из которых специалисты выезжают в крупные города, обескровливаем региональную экономику, региональные вузы, а когда самые талантливые уезжают за границу — лишаем бесценных ресурсов и страну.

НАСЛЕДСТВО И НАСЛЕДНИКИ: ЧТО НАМ ДОСТАЛОСЬ ОТ СССР И ЧТО В ОСТАТКЕ

От Советского Союза нам достались очень неплохой учительский корпус, 140 педагогических вузов и налаженная система районных и областных методических комитетов и городских институтов усовершенствования образования, которые помогали учителю непрерывно повышать квалификацию.
Что осталось сейчас? Менее 40 вузов, которые имеют гордое имя «педагогический», и полностью разрушенная система методической поддержки и помощи.
У нас по ряду предметов в некоторых классах совсем недавно было больше 10 допущенных учебников. Какой механизм может отследить методику преподавания по 10 учебникам? Доходило до анекдота. Ребенок после поступления в другую школу (допустим, по причине смены места жительства) из отличника становился двоечником, потому что в одном учебнике обыкновенные дроби проходят в пятом классе, а десятичные — в шестом, а в другом, по которому учатся в новой образовательной организации, все наоборот.
Дистанционное обучение только усугубило эту проблему. К тому же очень многие учителя ушли в репетиторство и не вернутся к преподаванию в школах. А значит, мы утрачиваем наиболее востребованных, опытных учителей, которые и замечательно учили детей, и помогали своим коллегам.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ СЕГОДНЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПТУ?

Есть проблемы и в подготовке учителей. Очень многие директора, в частности в нашем родном Санкт-Петербурге, уже не хотят брать выпускников бакалавриата пединститутов.
Давайте вспомним, что же такое бакалавриат? А это ровно то, что было в колледжах, техникумах и медицинских училищах, — три года и 10 месяцев. Последний курс — это не полный учебный год, который заканчивается защитой диплома в июне.
В результате программы специалитета мы разменяли на педагогическое ПТУ. Методическая и профессиональная подготовка учителей стала гораздо хуже.
Перепрофилирование и слияние, когда на базе педвузов мы делали региональные университеты, нагружали их непрофильными специальностями вроде юридических и экономических, привели к тому, что из 140 педвузов осталось, повторяю, менее 40.
Спасибо Сергей Сергеевичу Кравцову, который вернул оставшиеся педагогически вузы в свою «епархию». Это дает надежды и шанс на то, что управленческими решениями мы сможем что-то сделать.

ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ

Подготовка учителей, учебники и методическая поддержка.
Что же, собственно говоря, требуется и чего хотела бы педагогическая общественность?
Прежде всего — это возвращение специалитета. Много раз президент говорил о необходимости возвращения внимания к русскому языку. Я уже застал на практике студентов-филологов, которые пишут ученикам «ишафот» и «едовитые змеи». Наверное, потому, что змеи едят. Это не шутка, к сожалению, а реальность.
Нужно сильно уменьшить количество допущенных учебников. Методическая помощь учителю может быть по ограниченному количеству программ.
Нужно восстановить систему районных методических кабинетов и городских институтов усовершенствования образования. Учитель нуждается в непрерывном повышении квалификации по актуальным для него в данный момент программам, а не по тем, что ему предлагают различные учреждения, за деньги выдающие свидетельство.
Статус учителя и профессиональный рост.
В Министерстве просвещения общественный совет предложил создать рабочую группу по статусу учителя. Действительно, ведь педагог и его проблемы — это не только зарплата, это еще и социальный статус. И интернет, и пресса пестрят сообщениями о том, что родитель или ученик избил учителя. Средства массовой информации, киноиндустрия тоже формируют образ учителя, создают его социальный статус.
Вспомним, при царе-батюшке были система профессионального роста в званиях-окладах и система наград за многолетний беспорочный труд. У нас, по сути дела, отсутствует внутренняя иерархия в учительской профессии, стимулов к развитию нет.
Зарплата и учебная нагрузка.
И конечно, колоссальные перегрузки. По моим данным, в среднем по стране учитель работает на 1,7 ставки. И все это из-за того, что нет достойной оплаты за одну ставку. А 18 часов недельной нагрузки не означает, что остальное время педагог проводит в безделье. В его расписании воспитательная работа, экскурсии, проверка домашних заданий, подготовка этих заданий, работа с отстающими учениками. Сюда же добавим рост бюрократической отчетности.
Фактически учительский анекдот о том, что «на одну ставку есть нечего, а на две — уже некогда», — это отражение реальной ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ЖАЛОБЫ И РАЗРУШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

Ни системы внутреннего роста, ни стимулирующих наград, ни системы непрерывной подготовки и переподготовки учителей… При этом катастрофическая зависимость педагогов от любых жалоб учеников и родителей, справедливых и несправедливых, но всегда мгновенно отражающихся на зарплате.
Последнее, что я хотел бы отметить, — это огромная зависимость учителей от состояния дел в рабочем коллективе. Тема оплаты труда превращает педагогов одного коллектива во врагов. Фактически директор и руководство делят между ними надбавки, объем которых ограничен.
Вот краткий перечень проблем.
В заключение хочу сказать, что государству нужна системная политика. Пока мы не скажем открыто и откровенно, какое образование и для чего нам нужно, никакие реформы нас не приведут в нужном направлении. Тому, кто не знает, куда плывет, никакой ветер не будет попутным.

Автор - Сергей Евгеньевич Рукшин, профессор профессора кафедры математического анализа РГПУ им. Герцена, кавалер Ордена Почёта, Народный учитель Российской Федерации.

Из выступления на конференции, состоявшейся 21 января 2021 года. Материал подготовлен редакцией портала ActivityEdu

https://rusrand.ru/analytics/glavnye-problemy-otechestvennoy-shkoly

#ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав
Tags: #НравственноеГосударство, #ПереустроитьРоссию, #СпастиРоссию, #СулакшинПрав
Subscribe

  • (no subject)

    КАК ВЫГЛЯДЯТ НАСТОЯЩИЕ НЕЗАВИСИМОСТЬ И ПРОТИВОСТОЯНИЕ МИД КНР потребовал от США дать пояснения об опытах в биолабораториях на Украине.…

  • (no subject)

    «УВЕЛИЧИВАЮТ ШТАТ И ПРЕМИИ»: МИЛЛИАРДЫ НА КАВКАЗСКИЙ ТУРИЗМ ПОТРАЧЕНЫ ВПУСТУЮ Институты развития Северного Кавказа принесли убытки Правительство…

  • (no subject)

    В ЧЁМ ПРИЧИНЫ НЕПОДВИЖНОСТИ СОЦИУМА БОЛЬШИНСТВА РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В чём причины неподвижности социума большинства российских регионов (вне…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments