narzhur (narzhur) wrote,
narzhur
narzhur

Category:
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ИНИЦИАТИВА + УСЛОВИЯ

Мой тесть – гений огородничества. Вместе с тёщей они на очень маленьком клочке земли выращивают необычайное количество помидоров и огурцов, и прочей садоводческой продукции. В 1990 году мой тесть поневоле выступил бы «аргументом рыночников», которые, собственно, тем и занимались, что такие примеры отыскивали и в нос ими тыкали. Вот, мол, частная инициатива человека на собственной земле, а вот вам колхозы! Наиболее «одарённые» рыночники продолжают это делать и сегодня. Но уже по инерции: всем думающим людям сегодня ясно, что в макросистемах ЭТО ТАК НЕ РАБОТАЕТ.
Формула личной инициативы имеет большое позитивное значение в приложении к высокой профессиональной компетенции. Если освободить личную инициативу знающего своё дело человека, то он поистине творит чудеса производительности. И если такого человека высокой компетенции берут в качестве иллюстрации, то получается очень убедительная картинка. Вот ему не мешают работать – вот результат. Что и требовалось доказать.
А в чём подвох?
Если освободить личную инициативу сразу у всех – то высвободится ведь не только компетентный человек, но и некомпетентный. Сами подумайте: если всех освободили, то как же иначе?! И, разумеется, свободный некомпетентный начнёт мешать своей свободой компетентному. В итоге получится (уже получилось!) – хуже, чем было до «освобождения».+++
По самой своей сути (аналитически разбираем) – личная инициатива есть свобода приложения ума и труда к сырью, дарам природы. Есть некий исходный мир, который дан нам бесплатно и до начала процесса какой-либо обработки. Казалось бы, глупо доказывать, что если обрабатывать нечего – то и труда никакого не получится. Однако доселе всех клюют сторонники «трудовой теории стоимости», по которой труд – единственный источник стоимости[1].
То есть, коли вы будете толочь воду в ступе днём и ночью – то произведёте очень много стоимости. А если подключите к этому делу могучую технику, то ещё больше стоимости.
На самом-то деле труд (приложение ума и рук, инструментов к сырью, «конструменту») – понятие, конечно же, прикладное. Прежде чем переделывать мир под свои удобства – надобно сперва иметь этот самый мир. Это вам любой безземельный крестьянин и любой безработный слесарь на пальцах объяснят.
Труд не может создать стоимость. Он может добавить стоимости к исходному конструменту, но может и отнять её, уменьшить, если бестолковый. Глыба мрамора, конечно, дешевле прекрасной статуи, но если просто кувалдой раздолбать мраморную глыбу на мелкие куски, труда затратите много, а стоимость существенно сократится. Но в любом случае, услышьте меня – труд стоимости не создаёт.
Умный и качественный труд (приложение инструментов к конструменту) – зависит от созданных для него условий, и остаётся полезным только в этих условиях. Если условия изменить – то любой умный и качественный в них труд превратится в безумие и нелепость.
А потому свобода личной хозяйственной инициативы компетентного человека – не является благом сама по себе. Она является экономическим благом только в точке пересечения личной свободы, компетентности в деле и условиях, соответствующих этому делу. Если хотя бы одна из этих линий потеряна – то личная свобода становится путём к нищете, бандитизму, хулиганству, тунеядству и иным асоциальным моделям поведения.+++
Вообразите, что один человек придумал, как вырастить много-много кур. А другой придумал, как очень дёшево и быстро извлечь много меди из недр. А третий сочинил прялку, чья продуктивность в 10 раз больше стандартных прялок. А четвёртый… ну, вы поняли!
Что будет со всеми этими людьми в условиях свободного рынка? Не хочу каркать, но (такова жизнь!) – скорее всего, их всех убьют. Может быть, не до смерти, но сильно им накостыляют, и вместо прибыли они останутся с фингалами на теле и в душе. В любом случае, ничего хорошего с ними при свободном рынке не случится.
1. Они опасны для своих конкурентов, тех, кто является «отстающим» по отрасли. И чем мощнее их прорыв – тем больше «отстающих» образуется, которые их ненавидят. Но это – самая маленькая беда. Хотя конкуренты и попытаются уничтожить «народных умельцев» — конкурентам могут помешать власть, общество и т.п.
2. «Народные умельцы» опасны для власти. Вы спросите – почему? Да потому что деньги – и есть власть! Поймите: деньги не следствие власти, не продукт её, не сопутствующее ей явление, а, собственно, она сама. Не в меру даровитый «народный умелец» со своей чудо-прялкой гребёт деньги лопатой. А значит – он (думает об этом или не думает) – смещает центры силы в области власти. Он подрывает действующую власть своим растущим и выталкивающим её финансовым могуществом.
3. «Народные умельцы» с чудо-прялкой наперевес – ненавистны и обществу, в котором господствует рыночная конкуренция. Непосредственные соперники по отрасли – ненавидят их за ускоренную пряжу. Пряжа как продукт – волнует не всех. А вот деньги (по итогам трудов) – волнуют всех и каждого. В обществе сложились определённые балансы доминирования и ущербности, в нём есть влиятельные и подавленные фигуры. Весь этот баланс летит к чертям – потому что, видите ли, кто-то придумал чудо-прялку! Вчера богатые теряют вчерашнее своё влияние. Вчера центровые – выталкиваются из центра внимания, и т.п.
А потому конкуренты попытаются уничтожить флагмана в сфере производства, но если у них не получится – власть навалится на флагмана, отбирая уже не инструменты, а деньги, выручку. И общество в этом «раскулачивании» власти очень даже поможет, негодуя на «скоробогатых нуворишей».
Таков итог «свободного рынка» для инноваторов…+++
Как же технический прогресс реализуется в истории? Ведь очевидно же, что он двигался через века, от лучины к лампочке и т.п. Правда, с какой-то очень разной скоростью! В ХХ веке – он скакал, как кенгуру, так, что с ума свёл людей. А в предыдущие века – он полз медленнее черепахи. Почему? Антропологи говорят, что человек, по меньшей мере, последние 10 тысяч лет физически и по уровню способностей не менялся. Считать, что Аристотель был глупее нас с вами, только лишь потому, что жил задолго до нас – несколько самонадеянно с нашей стороны.
Но если человек одинаков – то почему такая разная скорость у прогресса техники по векам и тысячелетиям? Почему 100 лет 1900-2000 года дали гораздо больше, чем 1000 лет 900-1900 года?
Обычно, исторически, инноватора, «народного умельца» брали под своё крыло какой-либо могущественный и страшный магнат (модели «Сталин») или церковная организация, тоже монструозная по своему строению. Вначале наука, грамотность и познание вообще развивались ТОЛЬКО за церковной оградой. И довольно долго это продолжалось. Светские магнаты-покровители, прикрывающие инноватора своей властью и могуществом, появились, с исторической точки зрения, недавно.
Очкарик, мастерящий свои фокусы под зонтиком тирана – конечно же, никакого отношения к свободному рынку не имеет. Он, во-первых, сам ни в чём не свободен, кроме узкого, порученного ему направления разработок. Во вторых – он искусственно отделён от своих конкурентов и прикрыт от завистников общества. В третьих – для государства, создающего ему условия, он – он дойная корова, которую запрещено резать, и несушка, которую запрещено варить в супе. Чиновникам предписано ждать с него молока и яиц, и запрещается (что, конечно, проявление несвободы) рвать с него говядину и окорочка.+++
Если человек в тяжкой форме бездарен, туп, как дерево, начисто лишён смекалки – то даже идеальные условия ему не помогут повысить производительность, поднять продуктивность труда. И через это мы раскрываем РОЛЬ ЛИЧНОСТИ в производстве: разные личности в одинаковых условиях по-разному продуктивны.
Одна личность, после того, как ей создали условия, ракету в космос запустит.
А другая – в тех же самых условиях – больше, чем на пьянство, ни на что не способна.
Но, признавая роль личности, трудолюбия или нерадения, креативности или бездарности, ответственности или безответственности отдельно взятого человека, давайте признаем и другую очевидность.
А именно: без условий все личные качества нивелируются общим нулевым результатом.
А создание условий связано не со свободой всех и каждого, а напротив, с блокировкой этой свободы по всем направлениям, кроме единственного, избранного к разработке!
Человек, призванный нарастить урожайность или улучшить машиностроение – не должен думать ни о чём, кроме урожая или машин. Он не должен отвлекаться на дурацкие вопросы рынка – куда девать огромный урожай, кто его купит? Потому что когда такой вопрос актуален – то урожайность уходит на второй план, производитель подлаживается под спрос, а не под производственный результат. Он выращивает в два-три раза меньше пшеницы или картофеля, чем технически может – потому что вырастить максимум для него означает банкротство. Человек не должен отвлекаться на все эти «кунг-фу» с вымогателями, рейдерами, мошенниками на доверии, и прочей публикой «чёрного передела». Потому что иначе он будет развивать не пальцы, а кулаки! И главной задачей станет, как в Средние Века – не произвести продукт, а отбить его у всяких стервятников, после того, как он произведён. Знаете, что увеличивает длину и силу струи в гидравлике? Уменьшение отверстия! Вода из шланга падает нам под ноги, но мы можем метнуть струю метра на два – сжимая, уменьшая пальцами диаметр выхода струи!
Нечто подобное действует и в области научно-технического прогресса. Чем более узкий коридор оставлен для личной инициативы и смекалки производителя, тем мощнее реализуется потенциал научного и технического поиска.
По формуле: «думай только об этом. Все остальные вопросы мы для тебя закроем, ото всего остального прикроем».
Почему средневековый хронист много читал и писал хроники (летописи)? Почему нет летописей и хроник языческого периода? Да потому что язычники этим не «заморачивались»! Хронисту создавали условия для его очень специфической работы, его кормили, одевали, защищали, специально для него возведя крепостные стены монастырей и т.п. Хронисту церковное начальство ставило очень узкую задачу, одновременно освобождая ото всех остальных задач биологического выживания.
Что в этой ситуации от «свободного рынка»? Ничего.
Хронист, конечно, не смог бы вести хронику – если бы «парился» с бытовыми вопросами наравне со всеми. Он бы метался в поисках хлеба и уклоняясь от топоров, и это не дало бы (и не давало!) развиваться его природной любознательности в области отвлечённых вопросов.+++
Так что прогресс общества – это, в первую очередь, условия, созданные для людей, и лишь во вторую – личные качества, способности личности. Личность вне соответствующих условий либо погасит свои таланты, либо использует их в какую-то совсем другую сторону. Например, для обмана простаков, для разбоя и хищений, для быстрого личного обогащения за счёт общества, и т.п. Но «рыночные свободы» никаких условий для повышения производительности не создают. Они создают (совершенно свободно) – хаос и мешанину, в которых востребованы совсем иные качества, нежели талант инженера-конструктора. Перспективного умельца глушат его же собственные коллеги, его обирают до нитки часто меняющиеся и вечно голодные волки власти, его игнорирует и не понимает (в лучшем случае) – окружающее общество. Если у тебя всё отбирают – то зачем производить больше? Какой-то минимум вырабатывать придётся, чтобы не сдохнуть, но стоит этот минимум превысить – и ты уже лакомая добыча для рыночных волков. Которые рыскают взад и вперёд, осуществляя рейдерские захваты перспективных предприятий…
Вы спрашивали меня, почему тысячелетиями прогресс шёл черепашьими темпами? Да потому что господствовал рынок! В условиях свободы всех – украсть, отобрать – быстрее и легче, чем выдумывать и внедрять новую технологию. И хотя человек времён Аристотеля был не глупее по своим задаткам современного человека – веками и веками он топтался на месте.+++
В истории социализма есть фаза количественного накопления и качественный рывок. В полном соответствии с законом перехода количества в качество, социализм, прежде чем провозгласить себя, сам себя осознать – очень долго накапливался в тканях старого общества, анонимно, инкогнито и в качестве элементов микросоциальной среды.
Если мы скажем, что человек перестал быть животным в 1917 году, то будем, разумеется, не правы. Человек не может за один день или за один год так радикально психологически поменяться.
Человек накапливался по каплям и молекулам в тканях того зоологического пространства, которое и представляет из себя напрямую взятый из дикой природы мир рыночного хаоса и частной собственности. Всякий, даже оголтелый левак – понимает, что рыночное общество неоднородно. И что есть «рынок» и «рынок». И, как говорят в Одессе, между ними «две большие разницы». Только безумец скажет, что в Либерии и Норвегии – один и тот же рынок!
Капитализм преодолевает сам себя через духовное развитие человеческих масс и торжество породившего цивилизацию абстрактного мышления, век от века усиливая склонность разума к обобщениям. А где обобщение идей, где появляются общие принципы – там неизбежно и обобществление имуществ. Это просто отражение абстрактного разума в окружающей его материальной реальности!

ПРОДОЛЖЕНИЕ: https://narzur.ru/ehkonomicheskijj-rost-iniciativa-uslovija/

#ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав
Tags: #НравственноеГосударство, #ПереустроитьРоссию, #СпастиРоссию, #СулакшинПрав
Subscribe

  • (no subject)

    АХИЛЛЕС РАЗРУШЕНИЯ И ЧЕРЕПАХА СОЗИДАНИЯ: О ПРОГРАММЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОНА Публикация портала ПолиТема…

  • (no subject)

    НАД ШКОЛАМИ НАВИСЛА УГРОЗА ЛОКДАУНА Второй год подряд школы работают по новым санитарным правилам, действие которых Роспотребнадзор продлил до конца…

  • (no subject)

    В ЕВРОПАРЛАМЕНТЕ ПРИГРОЗИЛИ ПРЕВРАТИТЬ "СЕВЕРНЫЙ ПОТОК - 2 В РУИНЫ Депутат Европарламента из фракции «Зелёных» Райнхард Бютикофер пригрозил, что…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments