narzhur (narzhur) wrote,
narzhur
narzhur

Category:
ПОЧЕМУ ПРЕССА ВОЕННЫХ ЛЕТ БЫЛА СТРАТЕГИЧЕСКИМ РЕСУРСОМ

«Наш старенький тихоходный ротатор выдает последние тысячи очередного номера «Красной звезды», датированного 22 июня. Делали его накануне, до начала войны. Делали обычно. Вполне мирный номер!.. Ни одного слова о немецко-фашистских захватчиках, о гитлеровской агрессии. Даже на четвертой полосе лишь сообщения об агрессивных действиях Германии и ее союзников на Ближнем Востоке, в Африке…» – так один из редакторов описывает очередной номер главной армейской газеты СССР, вышедший из печати в первый день войны.

В отличие от современного телевидения и тем более интернета, печатная пресса той эпохи не могла реагировать на события в режиме реального времени. Почти восемь десятилетий назад процесс создания СМИ – получение информационных материалов, редактура, верстка, типографская печать – занимал в лучшем случае сутки. И номер газеты, датированный 22 июня 1941 г., ничего не мог рассказать о начавшейся утром войне.

Но при всем несовершенстве той техники наши предки умели работать быстро. К примеру, следующий номер газеты «Красная звезда» по графику выходил 24 июня – уже на вторые сутки войны на его страницах были и фронтовая корреспонденция, и знаменитые стихи «Вставай, страна огромная…», и даже всем нам сегодня до боли знакомые слова: «Великая Отечественная война». Именно так в тот день называлась короткая заметка на второй полосе «Красной звезды», посвященная курсантам Военно-воздушной академии, их первой реакции на вторжение врага. Тогда еще никто не знал, что 1941-1945 годы навсегда войдут в нашу историю именно под этим именем. Именем, рожденным газетчиками почти мимоходом, в лихорадочной подготовке первого по-настоящему военного номера.

Какими были газеты войны, как создавалось и распространялось печатное слово в ходе кровопролитных боев, что оно тогда значило для людей и какой вклад внесло в нашу победу – об этом расскажет «Профиль».

«В дни войны газета – воздух»

Накануне Великой Отечественной войны телевидение только выходило из стадии экспериментов, а радио лишь начинало становиться массовым. Главным окном в большой мир, главным источником ежедневных новостей для той эпохи были печатные СМИ, прежде всего газеты. К июню 1941 г. в СССР издавалось порядка 9000 газет и около 1800 журналов – каждый день для 195 млн граждан Советского Союза из типографий выходило более 38 млн экземпляров различных печатных изданий, от толстых литературных альманахов и центральных газет до районных и фабричных листков.

Все изменила начавшаяся война. Прежде всего она изменила отношение к газете – в ужасе и хаосе войны зачастую она становилась единственным источником не только информации, но и надежды. Что в те дни предельно емко сформулировал Илья Эренбург, не просто популярный литератор, но и военный корреспондент ведущих советских СМИ еще со времен сражений в Испании: «В мирное время газета – осведомитель. В дни войны газета – воздух. Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит твоя судьба…»

Мы знаем про мобилизацию и эвакуацию промышленности с началом войны. Но пресса СССР в том роковом июне 1941 г. тоже начала свою мобилизацию, свой переход на военные рельсы. Среди массы директив и стратегических решений, принятых в Кремле в первые дни боев, есть и малоизвестное даже историкам постановление Секретариата ЦК ВКП(б). Подписанный Сталиным документ назывался просто – «О красноармейских газетах». В реальности это было решение о мобилизации всех СМИ страны: за счет сокращения гражданских изданий планировалось массовое развертывание военной прессы. Отныне специалисты, оборудование и газетная бумага в первую очередь предназначались фронту.

Если до начала войны в СССР выходило 39 центральных газет, то с июля 1941 г. их оставалось всего 18. Из 29 отраслевых газет, издававшихся в Москве для всей страны – таких как «Советская торговля», «Легкая промышленность», «Архитектурная газета» и т.п., – прекратили выходить 20. Тогда же было закрыто свыше двух сотен областных, краевых и республиканских газет.

На вторую неделю войны все местные газеты районного уровня в обязательном порядке сокращали свою периодичность до раза в неделю, а городские газеты, за исключением ряда крупных промышленных центров, стали выходить не чаще трех раз в неделю.

В июле 1941 г. двумя сталинскими постановлениями из 335 центральных журналов закрыли почти половину – 145 общим тиражом почти 7 млн экземпляров! Оставшиеся стали выходить с более редкой периодичностью и уменьшенными тиражами. Ряд газет и журналов были объединены. Например, три популярных до войны общесоюзных издания, «Советское искусство», «Кино-газета» и «Литературная газета», объединили в одно – «Литература и искусство».

Всю вторую половину 1941 г. отечественные СМИ сокращались или прекращали работу как по решению высшего руководства, так и по факту военных потерь – советская пресса отступала вместе с войсками, оставляя десятки областей и целые союзные республики. В итоге к декабрю 1941 г. из порядка 9000 довоенных газет продолжило выходить лишь 4560. За первые полгода сражений общий тираж отечественных СМИ упал более чем в два раза – с 38 млн довоенных экземпляров до 18 млн.

Резко сократились и редакции, подчиняясь лаконичному приказу из Кремля: «Газеты делать с меньшим аппаратом людей, причем аппарат этот должен стоить государству значительно дешевле». Это хорошо заметно на примере газеты «Известия», официального правительственного СМИ той эпохи. До войны в редакции «Известий» работало 198 человек, ежемесячно на их заработную плату тратилось 153 тыс. руб. К августу 1941 г. в газете осталось 84 сотрудника с месячным фондом зарплаты  80 тыс.

Редакции на казарменном положении

Главным печатным изданием СССР той эпохи по статусу, влиянию и тиражам были даже не правительственные «Известия», а партийная газета «Правда». Довоенную редакцию «Правды» из 240 сотрудников к концу 1941 г. сократили до 147, но в Москве из них на тот момент оставалось еще меньше – всего 14.

Как многие правительственные учреждения и все дипломатические миссии, редакции важнейших СМИ в разгар битвы за Москву эвакуировали в тыл, на запасные позиции. Вслед за наркоматами (министерствами) основной редакционный аппарат «Правды» выехал в Самару, тогда город Куйбышев. Еще одну запасную «правдинскую» редакцию развернули в Казани. В случае падения Москвы самарская и казанская редакции должны были в любой момент продолжить выпуск главной газеты страны.

В осажденной же столице оставшиеся 14 сотрудников перешли на военные, круглосуточные условия работы. Как вспоминал те дни спецкор газеты «Правда», известный писатель Борис Полевой: «Все на казарменном положении – работают и живут в своих кабинетах. В тех случаях, когда вражеская авиация становится слишком уж назойливой, работа переносится в подвальное бомбоубежище, где существует параллельный рабочий центр».

Осенью 1941 г. на московский комплекс зданий редакции и типографии «Правды» немецкой авиацией было сброшено почти две сотни зажигательных бомб. Были и потери, как вспоминал сотрудник газеты Яков Макаренко: «Один из прорвавшихся фашистских самолетов оказался над зданием «Правды». Фугасная авиабомба, сброшенная им, упала недалеко от редакции. Воздушной волной от ее разрыва выбило стекла в окнах, был убит один из вахтеров. Одновременно на наши крыши посыпались «зажигалки», вблизи здания «Правды» загорелись помещения автобазы… Борьба с пожаром продолжалась всю ночь, но работа в редакции и типографии над очередным номером газеты не прекращалась ни на час».

В декабре 1941 г., в разгар битвы за Москву, сокращение тиражей коснулось даже самых центральных, самых главных газет той эпохи – «Правды» и «Известий». Тираж первой упал с 3 млн до 1,5 млн экземпляров, а второй – с 1,6 млн до 800 тыс. В апреле 1942 г. их тиражи вновь сократят: «Правду» на 200 тыс., «Известия» на 300 тыс.

Самый низкий тираж, всего 1 млн экземпляров, у «Правды», главной политической газеты СССР, был в начале 1943 г., когда под оккупацией противника оказалась самая большая территория нашей страны. Лишь с ноября 1943 г. тираж «Правды» начнет вновь расти – как писалось в распоряжении Сталина, «для обеспечения потребностей населения освобожденных районов».

Падение тиражей гражданских изданий в ходе войны было связано и с дефицитом бумаги – 48% производственных мощностей этой отрасли оказалось на оккупированной противником земле. Оставшиеся производители столкнулись с дефицитом сырья и электроэнергии. Например, в 1942 г. крупнейший в стране бумажный комбинат в Балахне, хотя и работал под лозунгом «Рулоны бумаги – те же снаряды!»,  при всех усилиях давал лишь 18% довоенной выработки. Поэтому обычная бумага в разгар боев тоже стала поистине стратегическим товаром – до самого конца войны планы ее распределения ежеквартально утверждались лично Сталиным.

С блокнотом и пулеметом

Все человеческие и материальные ресурсы, освободившиеся в ходе сокращения газет, журналов и их редакций, шли на фронт, в действующую армию. Накануне войны в вооруженных силах СССР издавали 635 газет – от трех общесоюзных, центральных (армейская «Красная звезда», «Красный флот» для ВМФ и газета «Боевая подготовка» для младших командиров) до небольших листков отдельных подразделений.

Уже к осени 1941 г. число армейских газет выросло до 710. Своя газета полагалась каждому фронту, армии и корпусу, вплоть до дивизий и отдельных бригад. Всего же за время Великой Отечественной войны в частях армии и флота выходило 1357 газет. Зачастую они возникали и погибали вместе со своими частями. Если в 1942 г. общий тираж армейской прессы достигал 3 млн. экземпляров, то к концу войны превысил 6,25 млн.

Недостающие кадры для новых фронтовых газет в первую очередь мобилизовали из сокращенных гражданских редакций. Например, Брянский фронт сформировали 14 августа 1941 г., и уже через четыре дня был издан первый номер его фронтовой газеты «На разгром врага». Показательно, что в целях дезинформации разведки противника этот первый выпуск газеты вышел под номером 191.

Новая фронтовая газета нового фронта выходила ежедневно, выпуском занималась редакция в три десятка сотрудников. Лишь треть из них являлись кадровыми военнослужащими, направленными на фронт из редакции газеты Московского военного округа «Красный воин», остальные были мобилизованными журналистами из гражданских изданий «Кино», «Гудок» и «Лесная промышленность». Художника для новой фронтовой газеты прислали по мобилизации из юмористического журнала «Крокодил».

Ответственным секретарем газеты Брянского фронта «На разгром врага» стал Арон Митлин, до войны главред газеты «Кино». На этом посту он проработал меньше двух недель – 30 сентября 1941 г. при бомбежке ему оторвало ногу, и на следующий день старший политрук (т.е. капитан) Митлин умер в походно-полевом госпитале на операционном столе. В армейском архиве сохранилась рукописная запись о месте его смерти, звучащая почти романтично – «станция Снежетьская, севернее 1500 м, сосновый бор».

В те страшные дни отступлений и поражений погибли многие сотрудники армейских газет. Многим пришлось, оставив журналистские заботы, драться с оружием в руках. Так, под Смоленском в окружение попала редакция газеты 28-й армии «Защитник Отечества». После прорыва к своим редактор Николай Потапов в рапорте от 12 августа 1941 г. писал буднично: «Все были довольно спокойны, ходили в атаку, не терялись, вышли при полном вооружении, и никто не потерял, не бросил, не порвал никаких документов». Из 15 сотрудников армейской газеты из окружения вышли 12. Трое пропали без вести. Один из них – лейтенант Василий Шубин, его должность в редакции официально называлась «начальник отдела армейской жизни». 26-летний «начальник отдела жизни» погиб, оставшись с пулеметом прикрывать отходящих товарищей…

«Прочти и передай товарищу»

В первые месяцы войны из соображений секретности меняли не только номера, под которыми выходили многие военно-полевые газеты. Все они оснащались мелкой, но грозной надписью у логотипа – «После прочтения сжечь».

Командование опасалось, что анализ даже открытой газетной информации может дать некоторые сведения противнику. Поэтому множество корпусных и дивизионных газет первых месяцев войны не сохранились для потомков. Этому способствовали не только окружения и отступления, но и приказ сжечь. Однако перестраховка с секретностью быстро вошла в противоречие с требованиями жизни – газеты для бойцов и командиров были главным и чаще всего единственным окном в мир, но в первые месяцы войны их катастрофически не хватало. И 24 января 1942 г. последовал приказ, кардинально сменивший жизнь газетных экземпляров, отныне вместо «После прочтения сжечь» военно-полевые газеты оснащались иным предписанием – «Прочти и передай товарищу».

К 1942 г. удалось преодолеть и возникший в начале войны кризис снабжения армейских частей газетами. Как ситуация обстояла в первые месяцы сражений, хорошо передают строки рапорта специального корреспондента газеты «Известия» Эзры Виленского. До войны он был широко известен как участник арктических экспедиций, летом 1941 г. участвовал в обороне Одессы. В сентябре того года журналист писал руководству страны: «9-я армия, в которой я работал, почти не получает центральных газет. За август пришли 5 номеров «Правды» и 1–2 номера «Известий». Та же картина и в июле…»

Командованию пришлось предпринять титанические усилия, чтобы наладить процесс доставки. Так, в ноябре 1941 г. для перевозки газет из Москвы к фронту было сформировано 8 специальных железнодорожных эшелонов. Позднее в доставке центральной прессы сражающимся частям активно использовалась авиация. Например, в ходе Курской битвы, в разгар решающих боев, благодаря транспортным самолетам московские газеты попадали в  окопы Центрального фронта на второй день после выхода из печати в столичных типографиях.

В 1944 г., во время стремительного наступления наших войск, в освобожденные районы только самолетами было переправлено более 8 млн. экземпляров центральных газет и журналов. Вообще цифры транспортировки СМИ к фронту поражают – только в Москве через главный сортировочный пункт военно-полевой почты на фронт в 1941–1945 гг. было отправлено более 753 млн экземпляров периодических изданий и три миллиарда (миллиарда!) листовок.

В осажденный Ленинград самолеты через линию фронта возили не газеты, а матрицы – готовые формы, с которых можно было печатать газету в местных типографиях. Главная газета страны «Правда» в блокадном городе не вышла по графику только один раз, когда самолет с матрицами был сбит вражеской авиацией. В Ленинграде все годы блокады работало специальное отделение редакции «Правды» – из шести десятков его довоенных сотрудников пятая часть погибла в 1941–1944 гг.

Партизанская пресса

Газеты в годы войны шли и за линию фронта. Уже 30 июля 1941 г. появился приказ наркома обороны СССР о выпуске для временно оккупированных территорий союзных республик двух подпольных газет – «За Советскую Белоруссию» и «За Советскую Украину».

По мере развертывания партизанского движения число газет за линией фронта росло, к началу 1943 г. их издавалось около двух сотен. Центральный штаб партизанского движения переправил за линию фронта более сотни походных типографий. Всего же за три года оккупации на захваченных врагом землях Советского Союза издавалось 385  партизанских и подпольных газет.

Многие из них были почти самодельными листками тиражом в считанные сотни экземпляров. Но были и многотиражные, вполне профессиональные. Так, в августе–сентябре 1942 г. в лесах под Смоленском на партизанских базах создали и напечатали даже десяток номеров спецвыпуска «Комсомольской правды». Для этого из Москвы направили к партизанам группу профессиональных журналистов.

Продолжение и фото: https://narzur.ru/pochemu-pressa-voennykh-let-byla-strategicheskim-resursom/

#ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав
Tags: #НравственноеГосударство, #ПереустроитьРоссию, #СпастиРоссию, #СулакшинПрав
Subscribe

  • (no subject)

    "ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД": РОССИЯН ПРЕДУПРЕДИЛИ ОБ ИЗЪЯТИИ ДАЧ Жителям России пригрозили изъятием дач. Избежать данного недоразумения можно, но для…

  • (no subject)

    ПОЧЕМУ ЗАПАД ЗАМОЛЧАЛ ПРО СБИТЫЙ "БОИНГ"? Агентство федеральных расследований «FBL» опубликовало документы и аудиозаписи, подтверждающие, что…

  • (no subject)

    НЕ ВЫДАЮТ ДЕНЬГИ: РАСКРЫТ БОЛЬШОЙ ОБМАН РОССИЯН БАНКАМИ Российские банки уличили в масштабном обмане, связанным с программами кэшбэка. Как…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment