Однажды со мной пошутили: «советская торговля была, как сварливая жена: не покормит, пока не поругаешься». На это я тоже ответил шуткой: «рыночная экономика как язва желудка: всего вокруг тебя полно лежит, а скушать ничего нельзя»…
И дефицит товаров, и товарное изобилие – в равной степени продукт неуравновешенности прав и обязанностей человека.
Товарный дефицит – прямое и неизбежное следствие превышение прав человека над его обязанностями.
То есть человек имеет право потребить больше, чем он же производит. А раз так – то он приходит и сметает товары с полок. И их не хватает: прав на потребление больше, чем самого потребления.
Товарное изобилие на магазинных полках – свидетельство того, что обязанности и повинности человека превосходят его потребительские права.
Он много производит, но имеет мало прав это потребить.
Поэтому оно лежит в свободном (как бы) доступе, залёживается, порой попросту портится, сгнивает как бы «не востребованным». И не потому, что оно на самом деле не востребовано, а потому, что людей, имеющих потребительское право на данный продукт – мало.
Поэтому запредельное товарное изобилие (показуха) и очаги запредельной нищеты, безысходности в рыночном обществе – обычное и привычное дело.
Нужно понимать, что при определённых неудобствах, создаваемых дефицитом товаров (с ними нужно бороться) — в целом дефицит отражает ПРАВО НАРОДА НА ПОЛНОЦЕННУЮ ЖИЗНЬ. Пусть какого-то товара ещё не произвели — а право на его потребление народу уже дано!
В 90-е люди не понимали, что борьба за рыночное изобилие на прилавках — это, в сущности, борьба с правами человека…
Вазген Авагян
https://narzur.ru/o-deficite-i-izobilii/
#ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав

Journal information