narzhur (narzhur) wrote,
narzhur
narzhur

Categories:
О ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ РФ

15 января 2020 года Указом Президента РФ было объявлено об отставке Правительства РФ. В тот же день распоряжение Президента РФ образуется рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ. Проходит еще четыре дня, два из которых выходные, и Президент РФ уже вносит в Государственную Думу проект закона о поправке к Конституции РФ. Еще три дня — и этот проект уже принят в первом чтении.
Дальше события будут развиваться чуть медленнее: поправки к законопроекту о поправках будут представляться до 6 февраля 2020 года.

ПОЯСНЯЕТ ЛИ ЧТО-НИБУДЬ «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»?

Что интересного есть в пояснительной записке к законопроекту о поправке?
Первый же абзац пояснительной записки сообщает нам, что проект закона РФ о поправке к Конституции РФ подготовлен на основании предложений, представленных рабочей группой по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ.
Наименование названной рабочей группы совпадает с наименованием рабочей группы, образованной распоряжением Президента РФ от 15.01.2020 № 5-рп. Пояснительная записка как бы настаивает на том, что за два рабочих дня рабочая группа успела-таки подготовить предложения о внесении поправок к Конституции РФ. И видимо, два выходных дня ушло на то, чтобы подготовить сам законопроект.
Можно поверить в то, что законопроект был разработан за 2–4 дня. Но с трудом верится в то, что рабочая группа из 75 человек за несколько дней смогла бы выработать какие-то предложения (это если поверить в то, что она успела хотя бы раз собраться).
Зачем начинать пояснительную записку с, мягко говоря, сомнительного утверждения? Похоже, чтобы снять ответственность с субъекта права, внесшего в Госдуму проект закона о поправке.
Проект закона называет цели предлагаемых поправок к Конституции. Их около десяти.
Положения о МРОТе и индексации социальных выплат вводятся в Конституцию «в целях защиты социальных прав граждан, обеспечения их равных возможностей на всей территории страны».
Положения о неисполнении решений межгосударственных органов в истолковании, расходящимся с Конституцией РФ, вводятся «в целях защиты государственного суверенитета».
По вопросу о соотношении понятий «охрана прав» и «защита прав» в теории права ведется дискуссия. Но вряд ли есть сомнения в том, что формулировка «в целях защиты прав» подразумевает, что на эти права кто-то посягает или они уже нарушены (и суверенитет тоже). Иначе от чего их защищать?
Обеспечивают ли равные возможности граждан привязка МРОТа к прожиточному минимуму и гарантии обязательной индексации социальных выплат? Вряд ли. В регионах России разные ситуации с рабочими местами, уровнями зарплат и уровнями цен, поэтому одинаковый МРОТ, привязанный к обобщенному прожиточному минимуму, никакого равенства возможностей не обеспечит.
Изменения в порядок назначения Председателя Правительства РФ и его заместителей вводятся «в целях повышения эффективности взаимодействия между представительной и исполнительной ветвями власти, усиления роли Государственной Думы и парламентских партий, а также в целях повышения ответственности членов Правительства РФ».
Чем и как измеряется «эффективность взаимодействия» представительной и исполнительной ветвей власти, неизвестно. Поэтому оценить поправки на предмет влияния на эффективность взаимодействия ветвей власти не представляется возможным. Для дальнейшего анализа нам пригодится знать, что вообще эффективность — это соотношение между достигнутым результатом и затраченными ресурсами.
Усилят ли поправки роль Госдумы и парламентских партий, на этот вопрос мы попытаемся ответить ниже (для тех, кто не дочитает: не усилят). Повысят ли поправки «ответственность членов Правительства РФ»? О какой именно ответственности идет речь, если поправки сами по себе не касаются ответственности членов Правительства РФ?
Еще одна интересная цель поправок из пояснительной записки: «обеспечение большей прозрачности работы силовых ведомств, правоохранительных органов, независимости органов прокуратуры в субъектах РФ». Для обеспечения этой прозрачности Президент РФ будет назначать должностных лиц этих органов и прокуроров субъектов РФ после консультаций с Советом Федерации. И всё. Консультации Президента РФ с Советом Федерации сделают работу силовиков гораздо прозрачнее. Прозрачнее для граждан — вряд ли, может, для Совета Федерации.
В качестве цели можно выделить и «усиление роли Конституционного Суда РФ», для чего Конституционному Суду хотят приписать полномочие проверять не подписанные Президентом федеральные законы. При этом в пояснительной записке после декларирования этой цели не упоминается, что Конституционный Суд РФ хотят «обескровить» более чем на 40%, сократив число судей с 19 до 11. Как это усилит роль Конституционного Суда?
Предпоследняя цель, которую озвучивает пояснительная записка, это «обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти РФ, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». Казалось бы, для этих целей еще в 1993 году была создана должность Президента РФ: именно Президент РФ осуществляет те полномочия, которые в пояснительной записке обозначены как цели. Но видимо, Президент РФ либо не справляется со своими полномочиями, либо ему одному очень трудно их реализовывать. Поэтому для указанных целей создается Государственный Совет.
Последняя цель — это «наиболее эффективное осуществление полномочий, имеющих государственное значение решения». Для этого предлагается написать в Конституции РФ, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в РФ и взаимодействуют. Хотелось бы верить, что одним новым предложением в Конституции РФ можно заставить органы местного самоуправления и органы государственной власти «наиболее эффективно осуществлять полномочия», но очевидно, что одной конституционной фразой тут не обойтись.
Хотелось бы увидеть в пояснительной записке хоть какие-то пояснения новой процедуры принятия закона о поправке, включающей «общероссийское голосование» и изобретенной, вероятно, рабочей группой, а не профессиональной Администрацией Президента РФ. Но таких пояснений записка не содержит.
Цели принятия таких объемных изменений в Конституцию РФ пояснительная записка назвала, но из пространных фраз совершенно неясно, почему именно сейчас возникла необходимость в этих поправках. Что такого произошло в стране, что нужно менять Конституцию? Как поправки скажутся на жизни страны? Какие результаты принятия поправок предполагается увидеть на практике, иными словами, как мы узнаем, что цели достигнуты (эффективность повышена, прозрачность увеличена и т. д.)?
Требованием Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» является представление обоснования необходимости принятия данной поправки вместе с проектом закона о поправке. Такого обоснования мы не видим в пояснительной записке. Скажем прямо, пояснительная записка ничего не поясняет: она лишь кратко пересказывает содержание законопроекта.

О НАИМЕНОВАНИИ ПРОЕКТА ЗАКОНА О ПОПРАВКЕ?

Почему закон о поправке (в единственном числе), если поправок много? Закон о поправке — это самостоятельный вид федеральных законов наряду с обычными федеральными законами и федеральными конституционными законами. Этот вид законов был придуман Конституционным Судом еще в 1995 году.
Тогда Госдума обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании статьи 136 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ принял постановление от 31.10.1995 № 12-П, в котором постановил:
«Из установленной Конституцией Российской Федерации процедуры принятия поправок к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации вытекает, что поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта — закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Положение статьи 136 Конституции Российской Федерации о том, что поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований статьи 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации; кроме того, должно быть соблюдено положение статьи 134 Конституции Российской Федерации, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации».
После этого был принят Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Он подробно регулирует порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3 — 8 Конституции РФ. Вкратце процедура такова:
Субъект права предложения о поправке (перечень таких субъектов отличается от перечня субъектов права законодательной инициативы) вносит в Госдуму проект закона о поправке.
Госдума рассматривает проект в трех чтениях и принимает его не менее чем двумя третями от общего числа депутатов Госдумы. Далее проект обязательно рассматривается Советом Федерации.
Совет Федерации одобряет проект не менее чем тремя четвертями от общего числа членов Совета Федерации.

Гаганов А.А., продолжение: http://rusrand.ru/docconf/o-chem-na-samom-dele-popravki-k-konstitucii-rf

#ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав
Tags: #НравственноеГосударство, #ПереустроитьРоссию, #СпастиРоссию, #СулакшинПрав
Subscribe

  • (no subject)

    РАКЕТЫ ПОД КОНТРОЛЕМ: КАК В СССР ПОЯВИЛАСЬ КОСМИЧЕСКАЯ ФЛОТИЛИЯ Покорение околоземной орбиты – это, конечно, не только полеты космических ракет, но…

  • (no subject)

    РОССИЯН ПРЕДУПРЕДИЛИ О РИСКЕ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В Высшей школе экономики (ВШЭ) предупредили россиян о риске остаться без страховой…

  • (no subject)

    "РОСТЕЛЕКОМ" ПОТРАТИТ 6,6 МЛРД РУБЛЕЙ ДО 2030 ГОДА НА СБОР БИОМЕТРИИ У 50 МЛН РОССИЯН Правительство и «Ростелеком» перезапустят Единую…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments